3 Часть. 90: Мейнстрим - хорошо или плохо? ЧИТАТЬ >>>

3 Часть. 90: Мейнстрим - хорошо или плохо? ЧИТАТЬ >>>

                                                                    Часть 3. Девяностые. Меинстрим - хорошо или плохо?

Америка. Европа. Россия

 а) Америка

В танцевальной культуре Америки на протяжении 90-х годов определяющими были несколько тенденций. Первая – почти полное забвение «старой школы» - паппинга, локинга и брейкинга. Главная причина - на музыкальной сцене правила хип-хоп музыка, а основа old school это, прежде всего, фанк и электро-фанк. Вторая причина состояла в том, что эти танцевальные стили подразумевали демонстрацию умений перед зрителем, то есть обязательные круги на дискотеках, батлы. Эти танцы нельзя танцевать вдвоем на вечеринке. И в один момент «показаловка» просто наскучила. Мода на брейкинг, паппинг и локинг давно ушла, люди стали приходить в клубы просто потанцевать друг с другом. Многие именитые танцоры были вынуждены сменить работу, тоскуя по прежним временам.

Другая тенденция – это волна танцевального рэпа. Она началась еще в конце восьмидесятых, и многие танцоры хип-хопа одновременно читали рэп, или были диджеями. В музыке быстро поднялась волна нью джек свинга, ознаменовав расцвет «миддл скул хип-хопа». Будучи танцевальным и не столь мрачным как гангста рэп, нью джек свинг сильно способствовал расцвету танца. Движения, появившиеся в ту пору, такие как runnig man, crosses сейчас считаются классическими в хип-хопе.

В 1992 году выходит документальный фильм «Wreckin’ Shop», рассказывающий о мире андеграундной танцевальной культуры Нью-Йорка, и о двух его ярких командах – Mop Top и Misfits. Еще 1992 год знаменуется тем, что появляется коллектив “Elite Force Crew”. Будда Стретч, о котором уже говорилось ранее, во время съемок клипа “Remember the time” Майкла Джексона, собирает вместе лучших танцоров, участвующих в этом проекте. Именно коллектив “Elite Force Crew” и станет локомотивом «новой школы» в хип-хопе, более внятно и целостно оформив ту смесь из движений, которые танцевали в восьмидесятых. Начиная с середины девяностых, в хип-хопе наступила эра видеоклипов. Он проникает в шоу бизнес, и теперь хип-хоп танцоров можно увидеть чуть ли не в любом клипе. Это способствует его широчайшему распространению по всему миру, коммерциализации. Многие начинают танцевать, снимая движения из видео клипов, не зная об истоках, технике исполнения. Танец хип-хоп из андеграундного становиться «попсовым». На танец обращают внимание профессиональные хореографы, сами не являющиеся танцорами хип-хопа.

Cуществовала еще одна тенденция, сильно повлиявшая на музыкальную индустрию. В середине девяностых началась эпоха электронной музыки и рейв культуры. Сама идеология рейв течения не подразумевала каких-то высокотехничных танцев, и базировалась на проведении массовых танцевальных мероприятий, громко играющей электронной музыке и всеобщем «отрыве». Разумеется, эта культура проникла и в клубы. На восточном побережье, а это, прежде всего Нью-Йорк, Нью-Джерси, Филадельфия, стало модным использовать святящееся палочки – «глоу стики». Они эффектно сияли в темноте, их вращали и крутили во время танца. Появился целый стиль – «глоустикинг». Со временем палочки гасли, но что бы не останавливаться, люди стали использовать движения руками, прежде всего кистями и пальцами, делая специфические волны. Так появились направления диджитс и ликвид. Это произошло примерно к 1995 году. У истоков стояли “Liquid Light Crew” и “Liquid Pop Collective”

В Европе 90-е годы – победоносное шествие брейк-данса. Напомним, что к началу девяностых моды на него не было. Волна, пришедшая из Америки благодаря фильмам, благополучно затухла, но семена оказались вброшены. Первые ростки появились в Германии, когда в 1990 году в Ганновере, Томас Хергенроетер, участник коллектива Burning Moves, решил провести местечковый батл по брейкингу. Участвовало всего девять команд, а зрителей пришло около четырехсот. Неожиданно, это событие стало катализатором, запуская цепную реакцию. Уже через несколько лет число зрителей достигает четырех тысяч человек, участвовать съезжаются команды (или, как их еще называют, crew) со всей Европы. У фестиваля появляются спонсоры, промоутеры и гордое название “Battle of the year” (BOTY). К 1997 году на нем появляется номинация «командное шоу», для участия приезжают не только европейские танцоры, но и американские, Фестиваль разворачивается лицом к зрителю, число которых уже достигает десяти тысяч человек. Фестиваль стремительно «коммерциализируется», тем не менее, стараясь не терять связи с корнями. Надо отметить, что нахождение баланса между интересами зрителей и участников получается довольно неплохим. BOTY становится ежегодным международным чемпионатом по брейк-дансу, проходят отдельные региональные отборы в других странах, сотни участников и десятки тысяч зрителей съезжаются на ставшим культовым событие. К тому же в 1994 на германском ТВ выходит отдельная передача, посвященная хип-хоп культуре, которую ведет легендарный танцор Сторм. В 1996 году в Лондоне стартует еще один ежегодный крупный чемпионат по брейкингу “UK Bboy Championship”. Это мероприятие ориентировано прежде всего на батлы: командные, два на два, один на один, что отличает его от германского BOTY, где во главу угла поставлено шоу. Также развитию танца очень помогает музыкальное направление freestyle, набирающее популярность в Европе. Музыкальный коллектив Music Instructor выпускает треки, «на ура» принимаемые танцорами, а в его клипах мелькают самые известные би-бои - команда Flying Steps.

В девяностые годы андеграундная культура постепенно начинает вырабатывать стандарты и в ней начинает складываться системность. До этого главными событиями были новые фильмы или какие-то батлы между известными командами. Остальное – перманентные тусовки в клубах, танцы на улице. По таким «событиям» тяжело объективно отследить развитие, нельзя установить точные даты и конкретные персоналии. Тогда не было той сетки мероприятий, на которую можно было бы опираться. В 90-х ситуация постепенно меняется. Главными событиями становятся крупные соревнования, проходящие регулярно. По ним легко проследить танцевальные тенденции, найти новые имена. Появляются товары, предназначенные для танцоров, одежда, видеоматериалы и многое другое. Складывается мейнстримовый поток в субкультуре. Брейкинг перестает быть чем-то неординарным, занимая свою нишу в молодежной культуре. Вместе с этим начинает меняться система ценностей. Раньше танец был отдушиной, полным творчеством. Люди ходили на вечерники, чтобы танцевать, поджемить в кругах, встретить друзей и пообщаться. Теперь, когда во главу угла поставлены соревнования, душевность и общение отходит на второй план. Главное – тренировки и победа. Брейкинг начинает становиться профессиональным.

История этого периода очень похожа на то, что происходило в Европе и Штатах. Разница была только в задержке по времени. В начале 90-х точно так же, как и old school в Штатах, умирает брейк-данс, как верхний, так и нижний. На волне популярности видео клипов MC Хаммера много молодежи начинает танцевать что-то похожее. В Москве проходят регулярные тусовки «Стар Тинейджерс», в рамках которых проводятся танцевальные батлы по новому, подсмотренному по телевизору хип-хопу. Так же появляется танцевальный рэп. Первой командой, записавшей рэп альбом в России, был коллектив DMJ, костяк которой составляли ребята из все той же культовой брейк-данс команды «Меркурий». Они пригласили на подтанцовку других танцоров старой школы. Всем известен скандальный проект «Мальчишник», тоже состоявший из танцоров. Михей и Влад Валов, участники “Bad Balance”, одной из самых авторитетных рэп групп страны, начинали как танцоры верхнего брейк-данса. Чуть позже появляется команда МФ-3, получившая широкую известность в России. И естественно в ее составе тоже были сплошь танцоры! Остальные, а их было не так много, находились в андеграунде, периодически танцуя на Старом Арбате. Несмотря на это, брейк-данс начал потихоньку возрождаться. Нашим танцорам удалось съездить в Германию на Battle of the Year. Совершенно ошеломленные, они привозят весть о том, как широко развит брейк-данс в Европе.

Пионерами и идеологами отечественного брейк-данса 90-х становиться команда “Da Boogie Crew”. Усилиями этого коллектива на радио появляется передача «Фристайл» о танцах, в модном журнале «Птюч» ведется рубрика о брейк-дансе. Начинают проходить первые регулярные джемы в клубе «Гетто», открывается первая школа брейк-данса. В 1997 году в Москве в Лужниках проходит фестиваль «Экстрим», в рамках которого соревнуются би-бои, а в качестве судей приглашена легендарная немецкая команда “Flying Steps”. В атмосфере витает ощущение перемен. Что-то глобальное должно произойти. В 1998 на телевидение выходит видеоклип команды Da Boogie Crew «Вы хотели пати». Ролик снят довольно незатейливо, на фоне расписанного граффити бетонного забора ребята показывают элементы верхнего и нижнего брейк-данса. Но этого оказалось достаточно. За месяц клип занимает второе место в рейтинге MTV Russia. Подростки чуть не поголовно «начитывают» его! В течение очень короткого времени брейком заболевает вся страна. Причем повально и серьезно! Снова во дворах начинают тренироваться на кусках оргалита доморощенные танцоры. Другая московская команда «B.People» начинает делать регулярные масштабные джемы в ДК «Компрессор», чуть позже проводит фестиваль “Open”, на который съезжаются танцоры со всей страны. Начинается мощная вторая волна брейк-данса в России.

Читать продолжение:

Часть 1 Как все начиналось

Часть 2 Расширение границ

Часть 4 Эра чемпионатов

Рекомендуем прочитать